Приближается время экзаменов, а значит, каждый подросток задается вопросом “Какую профессию выбрать?”. Родители в то же время желают своему чаду успешного будущего и с благими намерениями совершают ряд ошибок.

Первой ошибкой является настаивание на своем варианте профессии или “навешивание” ожиданий на ребенка. Родители, опираясь на опыт своей жизни, хотят сделать для ребенка “как лучше”, но такая позиция может негативно сказаться на эмоциональном состоянии и отношениях в семье. В таком случае родители берут ответственность за выбор будущего на себя. У ребенка с потерей права выбора и осознания отсутствия собственной ответственности снижается внутренняя мотивация к учебной деятельности.

Иногда родители боясь навредить ребенку или навязать ему свои мысли, полностью абстрагируются от проблемы. В такой ситуации ребенок может почувствовать себя покинутым и одиноким. Он может начать искать поддержку среди других взрослых, сверстников или закрыться в себе.

Также ошибкой является давление и преувеличение проблемы. Нагнетая обстановку, родители способствуют повышению детской тревожности. Следствием этого может быть поспешный, необдуманный выбор профессии ребёнком и неудовлетворенность этим выбором в дальнейшем. Учитывая стремительно меняющиеся условия в мире редко случается так, что профессия выбирается один раз и на всю жизнь, это нормально. Важно уметь подстраиваться под текущие обстоятельства. Поэтому самое важное, чтобы у ребенка был интерес к деятельности и изучению.

Безусловно, период окончания школы и выбора профессии - тяжелый период для всех членов семьи. Каждый родитель хочет дать своим детям все самое лучшее.
Сейчас мы разберем базовые способы помощи ребенку в принятии такого решения и выбора.

Поддержка и искренний интерес к желаниям ребенка. В трудный период детям особенно важно слышать от близких людей такие слова, как “Ты все сможешь”, “Мы с тобой”, “У тебя есть право на ошибку”, “Мы примем твой выбор”. Также важно выражать свое отношение к ситуации с помощью Я-сообщений (высказывания, которые начинаются со слов “я” или “мне” и содержат в себе ваши чувства по отношению к какому-либо факту. Например: вместо “ты до сих пор не выбрал, куда поступать” я-сообщение “мне тревожно от того, про профессия еще не выбрана”. Такая техника выводит собеседника из оборонительной позиции в более доверительную и открытую) и интересоваться желаниями ребенка.

Расширение кругозора. Часто бывает такое, что о профессии, которая становится ведущей в жизни, человек узнает гораздо позже того возраста, когда нужно принимать решение. Поэтому рекомендуется изучение различных сфер и профессий, сбор информации по ним. Для этого можно использовать все возможные информационные ресурсы: интернет, профильные мероприятия, дни открытых дверей, экскурсии на предприятия и в организации и т.д. Рекомендуется посмотреть вместе с ребенком информацию, а после обсудить плюсы и минусы: что именно вашего ребенка привлекает, пугает или отталкивает в данных профессиях.

Профориентация. Это комплекс диагностических мероприятий, направленный на помощь в выборе профессии. Во время профориентации ребенок в сопровождении психолога выявляет свои склонности, способности и ресурсные зоны, узнает, как их можно реализовать в различных профессиях.

Главное помнить, что окончательный выбор ребенок должен сделать самостоятельно, задача родителей - сопровождать его в этом выборе.

Пройти профориентационный тест и задать психологам вопросы о выборе профессии можно на сайте Детского телефона доверия
https://telefon-doveria.ru/actions/?id=8354